Неприступные звезды. Как технологичные стартапы уходят от процедуры IPO

«Новейшие новинки» активно выходят на рынок США, однако обольщаться не стоит. Еще больше перспективных стартапов предпочитают оставаться в частных руках.

В последние пару недель отгремели IPO предприятия из сферы дата-центров Switch и производителя устройств для видео-стриминга Roku. В последнем случае речь шла об удвоении стоимости компании буквально за пару торговых дней.

В этом году размещался и владелец популярного сервиса мгновенного обмена сообщениями Snapchat – корпорация SNAP. Компания эта убыточна и является жертвой сильной конкуренции со стороны Facebook.  Отметим, что рекордным уровнем по SNAP была отметка $29, в начале марта бумаги начали торговаться по $24, а цена IPO - $17.


Ох уж эти «единороги»

«Единорог» (unicorn) -  частная компания, стартап, капитализация которой превышает $1 млрд. Как правило, они основаны на венчурном капитале. Для развития многим из них нужно дополнительно финансирование.

Существует целая группа частных компаний, стоимость которых превышает $10 млрд. К примеру, Uber Technologies, Airbnb, Pinterest, Palantir Technologies и Dropbox.  Инвесторы с нетерпением ждут их IPO.

Однако статус публичной корпорации предполагает определенные издержки, в том числе и финансовые. Более того, многие «единороги» стремятся избежать волатильности в размещенных бумагах. Достаточно вспомнить акции SNAP, провалившиеся ниже $12 и сейчас котируемые по $16,5.


В некоторых случаях были очевидные неудачи. Так, производитель программного обеспечения Cloudera в ходе апрельского IPO получил оценку вдвое меньшую, чем при привлечении частного финансирования от Intel Capital.

Согласно оценкам Renaissance Capital, 20 технологичных IPO на рынке США за первые три квартала 2017 года привлекли $6,7 млрд. Предполагается, что на нынешний год придется вдвое больше технологичных размещений, чем на 2016 год. Однако в целом число IPO на Wall Street в 2017 году вряд ли особо превысит показатели предыдущих лет, считают в PricewaterhouseCoopers.


Куда же идут стартапы за дополнительным финансированием

• Слияния и поглощения. Пожалуй, наиболее распространенный способ. По данным Union Square Advisors, около 80% молодых компаний поглощается более крупными предприятиями, а лишь 20% становятся публичными корпорациями. В последнем случае предприятие может пройти многолетний путь перед первичным размещением.

• Прямое размещение. Происходит без процесса IPO. Процедуру прямого листинга планирует реализовать в этом или следующем году норвежский музыкальный стриминговый сервис Spotify AB. Комиссия по ценным бумагам и биржам США рассматривает заявку. Нового финансирования компания не получит, зато предыдущие инвесторы получат ликвидность.

• ICO (первичное размещение монет). Эта модель помогла многим проектам и компаниям получить финансирование, необходимое для начала своего бизнеса.  Во время ICO компания размещает не акции, как в случае с IPO, а так называемые токены, которые привязаны к конкретному проекту и в дальнейшем обращаются так же, как криптовалюты. Тут высоки регуляторные риски. В августе Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) предупредила инвесторов о возможном использовании криптовалют публичными компаниями в своей рекламе в мошеннических целях. Тем временем, в Китае и Южной Корее ICO и вовсе запретили.

• Фонд SoftBank Vision. Был создан технологичным конгломератом  SoftBank Group и уже успел помочь многим стартапам в привлечении финансирования.

• SPAC. Специализированная компания, созданная для осуществления поглощений венчурными инвесторами, своего рода «венчурный скупщик». Предоставляет финансирование без гарантий молодым предприятиям с прорывными идеями. Предполагается, что в корзине вложений новые звезды сполна окупят издержки по проигрышным инвестициям.


Читайте также «Можно ли заработать на IPO?».

БКС Экспресс